Сайт о снорклинге

Коралловый риф на фотографии

Первый опыт съемки

Коралловый риф - уникальное чудо природы, радующее глаз. Для многих людей, увлекающихся снорклингом, все началось именно в тот момент, когда на отдыхе на одном из богатым кораллами морей под рукой оказалась маска и трубка, или даже обычные очки для плавания. Первое впечатление от увиденного под водой рифа не сравнится ни с чем - согреваемый нежными лучами солнца, окунулся в воду, приблизился к очертаниям рифа, и перед глазами возник надолго запоминающийся образ - тот самый, который до этого много раз доводилось видеть в мультиках или научных телепередачах, но при этом не было представления о том, насколько это красиво, когда наблюдаешь за коралловым рифом сам. У многих это первое впечатление перерастает в самое настоящее увлечение снорклингом, то есть плаванием в маске и просмотром красот подводного мира - рыбок, кораллов, осьминогов, и др.

После этого часто начинаешь замечать, что как ни рассказывай, а словами все равно не передать всю красоту подводного мира, того многообразия кораллов и обитателей, живущих непосредственно на рифе и рядом с ним.

И начинается следующая стадия увлечения - в один прекрасный момент появляется желание затащить под воду фотоаппарат.
Часто это начинается с простой пленочной одноразовой "мыльницы", после чего спустя годы в руках фотографа появляется уже более серьезная техника. Не буду сейчас вникать в технические моменты фотосъемки, об этом хочется рассказать отдельно. Здесь принцип в общем-то такой же как везде - хочешь качественный снимок - пользуйся хорошей техникой и учись ей пользоваться. В данной статье мне хочется рассказать немного о другом - как наиболее выгодно сделать фотографию, чтобы ее как минимум было не скучно смотреть.

Компьютер на отдыхе - совсем не излишество

Первое, что я бы посоветовал - не полениться взять с собой на отдых ноутбук. Так вы сможете быстро прикинуть, какого качества фотографии у вас получаются "на выходе" и какие вы совершаете ошибки. На маленьком экранчике фотоаппарата вы не сможете нормально оценить качество снимков. Разумеется, ноутбук - это не профессиональный монитор и цветопередача существенно искажается, но элементарные ошибки, такие как неправильный баланс белого, недостаточная четкость, освещение и особенно композиция вы увидите сразу. По моему личному первому опыту, в первые два дня съемки пришлось удалить 90% кадров. Поэкспериментировав с настройками фотоаппарата, за несколько дней я научился создавать более-менее приличные кадры.

Коралловый риф в воде отличается от кораллового рифа в кадре

Второе. В воде вам все вокруг интересно, все кажется очень красивым и естественным, и поначалу вы начинаете снимать по принципу "все, что вижу". И получаются фото вида "вот рыбка поплыла", "вот кораллы красивые", "вот волна над рифом", "вот ракушка" и так далее. Когда эти объекты рассматриваешь не на фоне рифа, а "выхваченные" из окружающего мира и заключенные в квадратную рамочку, объект часто становится совершенно неинтересен. Поэтому вывод такой - нужно, чтобы при просмотре фотографии объект выглядел как можно более естественно вписанным в окружающий фон.

Приведу пример. На этом снимке - красивые желтенькие кораллы, которые очень хотелось заснять. Поначалу, увидев такие кораллы, я снимал их "много и в упор". И в результате получалась полная фигня. В результате понял, почему кораллы получались не такие красивые, как в природе. Предположим, что серая область на нижеприведенных рисунках - пространство, которое не попадает в кадр, а цветная область - то, что удается "запихать" в кадр.

Коралловый риф - формируем кадрКоралловый риф - корректируем кадр

На самом деле в воде мы видим гораздо шире "серой" области, и потому перед глазами всегда наиболее полная картина мира. На рисунках как раз показано, каким образом можно выхватить кусочек из окружающего мира. Слева - самый распространенный способ, и он же типичная ошибка многих фотографов, впервые взявших в руки подводный фотоаппарат. Ниже мы видим, что получается в результате съемки, когда мы не можем видеть фон, остающийся за кадром. В общем-то вроде и те же цвета коралла, и рыбка в кадр попала, но все равно как-то "никак":

Коралловый риф - много кораллов и мало фона

И совершенно иной результат получается, если мы все-таки пожертвуем частью кораллов, которые так хочется снять и уделим внимание фону. Самым прекрасным и естественным фоном является изумительная синева воды. Возьмем ее побольше в кадр, и видим, что получается совершенно иной результат. Желтенький коралл на верхушке рифа прекрасно гармонирует с водной синевой, а рыбка на этом фоне смотрится еще более выигрышно:

Коралловый риф - на фоне синевы

Поэтому для начала рекомендация такая - коралловые рифы, отдельные кустики кораллов или общий пейзаж рифа старайтесь снимать так, чтобы примерно половину площади фотографии занимал сам риф, а половину - водная синева. Кстати, именно цвет воды вам поможет при дальнейшей обработке фотографий - по нему вы без труда подкорректируете баланс белого и общую цветовую модель фотографии.

Заслуживает внимания тот случай, когда вы нашли действительно что-то очень интересное, и это требует очень близкого рассмотрения. В этом случае и снимать нужно как можно ближе, желательно в макро-режиме. А если при этом еще и получится сделать фоном водную синеву - у вас получится чудесный снимок. На нижеприведенном снимке как раз тот случай, когда снятый коралловый кустик с расстояния в полтора метра не передал его реальной красоты, но зато снимок с десяти сантиметров в макро-режиме открыл целый микромир внутри кораллового рифа:

Кораллы - недостаточное приближениеКораллы - макро

Но еще лучше, если вы сделаете оба подобных снимков, или даже несколько с разных расстояний - выложенные подряд друг за другом они иногда смотрятся очень эффектно.

Фиксируем кадр

Всем известно, что чем меньше дергать фотоаппаратом, тем лучше получаются кадры. В воде это правило еще более критично. Ввиду того, что при снорклинге мы постоянно смотрим по сторонам, а подводный мир меняется каждую секунды, для съемки интересного кадра всегда очень мало времени. Причины тому могут быть совершенно разные - либо вас раскачивает на волнах, либо рыба. которую пытаетесь снять, быстро выплывает из кадра, либо вы нырнули к объекту и у вас заканчивается запас воздуха.

Поэтому очень важно максимально продумать момент съемки заранее. Во-первых, сразу определите, с какого расстояния будите снимать понравившийся объект - время вашего нахождения н этом расстоянии займет всего несколько секунд, так как вас либо отнесет волной, либо объект уплывет. Поэтому нужно приготовиться к вхождению в "зону съемки" за несколько секунд до нажатия на кнопку. Особенно это касается рыб, а также съемок объекта с "подныриванием". Здесь еще одной трудностью окажется тот факт, что вы не сможете постоянно следить за объектом в видоискатель, так как во-первых вы его тут же упустите из кадра, во-вторых, вам надо смотреть по сторонам. Поэтому, порядок действий примерно такой:

  • сразу, увидив объект, определяем дальность до объекта, на которой будет нажата кнопка.
  • мысленно высчитываем момент и захватываем видоискателем ту область, в которую объект войдет примерно через 2-5 секунд (в зависимости от ситуации). Задерживаем дыхание. Палец держим наготове на кнопке спуска и уже смотрим только в видоискатель.
  • Как только объект появился с края видоискателя, центрируем его и придавливаем кнопку спуска для фокусировки аппарата, сопровождая объект так, чтобы он был на нужной позиции кадра (например, в центре).
  • Плавно, без рывков дожимаем кнопку, делая снимок.
  • Также отмечу, что если для обычного снорклинга иногда можно обойтись минимальным объемом снаряжения (в минимуме это только маска с трубкой, либо вообще очки для плавания), то при съемке вам обязательно понадобятся ласты, так как без них вы не сможете зафиксировать свое положение при наличии волнения или течения, а при некоторых условиях могут понадобится и грузы, особенно если снимаете при подныривании.

    Иногда нелишне взять с собой небольшую палочку, тогда в момент снимка с помощью палочки можно зацепиться за какую-нибудь неровность (например, дырку между камнями) и добиться полностью неподвижного положения тела. Разумеется, не стоит цепляться за живые кораллы, так как вы можете поломать их, а восстановиться до первозданного состояния они не смогут.


    Снимаем рыбок

    Разумеется, бывают такие встречи с рыбами и другими морскими животными, когда нет времени подумать о качестве съемки и стараешься сфотографировать ее как можно быстрее, пока она не уплыла. Если же видно, что у вас есть достаточно времени на съемку, то стоит придерживаться следующих рекомендаций.

    Во-первых, природа не случайно назначала окраску и форму тела различным рыбам. Как правило, если вы пытаетесь снимать рыбу сверху, кадр получится плохим, так как часто рыбы имеют окраску, маскирующую их на фоне дна. Разумеется, речь идет о "типовых" рыбах с вертикальным расположением тела, а не о скатах, камбалах и других плоских рыб.

    Поэтому более удачный кадр будет, если вы находитесь примерно на одной глубине с рыбой.

    Во-вторых, съемки "вдогонку" дают как правило более плохое фото, чем съемки приближающейся к вам рыбы или хотя бы плывущей поперек вашему курсу.

    Если рыба вас не испугалась и не бросилась наутек - затаитесь и понаблюдайте за ней, не догоняйте. Часто бывает, что рыба привыкает к вам и начинает плавать ближе. Вот тут-то у вас есть шанс снять ее в наиболее удачном ракурсе.

    На рисунке ниже приведены два снимка - на одном рыба, увидив меня, уплывает, и снимок получился вдогонку. На другом снимке рыба немного привыкла ко мне и позволила снять ее в более выгодном ракурсе. Движения ее при этом стали менее хаотичные, что позволило заранее просчитать ее траекторию и поймать ее в кадр с "упреждением".

    Рыба на коралловом рифе - снимок вдогонкуРыба на коралловом рифе - снимок с упреждением


    Выбираем время съемки

    Если вы находитесь в месте съемок несколько дней, и хотите получить хорошие снимки не только рыб, но и понравившихся вам кораллов, как отдельных кустиков, так и общих видов рифов - задумайтесь о времени съемки.

    Во-первых, большую важность имеет прозрачность воды. Как правило, наилучшая прозрачность воды - в утренние часы, после восхода солнца. Вода еще не замутнена взвесью песка, ила и отложений от кораллов, а разгулявшиеся ветер и волны еще не перемешали муть равномерно по всей акватории.

    Во-вторых, обратите внимание, в какое время суток стенка рифа освещена наилучшим образом. Самым лучшим вариантом является время, когда солнце светит со стороны глубины, тогда косыми лучами солнца освещается практически вся стенка рифа. Для Марса-Алама, например, это утренние часы. Самым худшим вариантом будет время, когда солнце светит со стороны отмели. Тогда стенка рифа будет в тени, а различны пещерки у дна вообще будут выглядеть темными пятнами.

    В-третьих, если вы хотите найти редкие виды рыб и других животных, то наиболее активны они на рассвете и их лучше искать именно в эти часы.

    Надеюсь, после прочтения этого материала у вас появятся идеи, каким образом можно улучшить качество подводных фотографий без особых технических ухищрений. Приятного вам снорклинга!

    Обработка фотографий

    Разумеется, даже если вы в совершенстве владеете подводной съемкой, и даже если у вас самая лучшая фототехника - большинство цировых фотографий требуют дальнейшей обработки. Как минимум, это выправить баланс белого и откадрировать, в более совершенном виде - выправить цвета, убрать шумы и т.д. В этой стадии продолжается своего рода ремесло художника, в котором у каждого своя техника. Разумеется, я впоследствии еще вернусь к тонкостям обработки фотографий, хотя свою технику я бы скорее назвал не тонкостями, а "топорными" методами, хотя и они результат приносят.

    В качестве хорошего примера владения фототехникой и обработкой я рекомендую почитать заметки автора сайта MB-WORLD, который является не только увлеченным и опытным путешественником, но и хорошим рассказчиком и опытным фотографом. Про тонкости фотографии у него есть специальный раздел на форуме, Техника фотографии, советую почитать.


    Автор статьи: Dreamer

    Обсудить на форуме...

     

    Внимание! Теперь вы можете подписаться на новостную рассылку сайта с помощью специальной формы, размещенной в разделе новости.

    Дайвинг - рейтинг DIVEtop Рейтинг@Mail.ru